Статьи 

Paper

Часть 3. Методология и "Так что же такое AMV?"

Воскресенье, 02 Сентябрь 2007

Методология

Письменных работ, посвященных музыкальным аниме-клипам, практически не существует, среди всех печатных исследовательских работ автор нашел о них лишь два упоминания.  Данная статья посвящена истории и эволюции этих клипов, называемых для краткости АМВ (AMV – anime music video). Автор попытался проследить, когда и почему люди начали делать АМВ, как методы и идеи изменялись с годами, а также вывести краткую историю факторов, повлиявших на этот процесс. В сентябре 2004 автор отправился на  аниме-съезд Anime Weekend Atlanta и посетил ряд круглых столов и семинаров, посвященных AMV и аниме, таких как «AMV: взгляд извне и изнутри» и «Десять лет AWA AMV», а также круглые столы, где создатели AMV лично рассказывали о создании клипов. Частично данные, которые использовались для написания статьи, были собраны в ходе этого съезда.

Однако по большей части исследования проводились при непосредственном контакте с создателями клипов. Им были заданы вопросы, посвященные истории АМВ и тому, как клипы изменились с течением времени. К примеру, автор сравнил причины, по которым различные создатели начали делать клипы, и попытался выявить, есть ли сходство в этих причинах. При помощи множества иных вопросов в общении непосредственно с создателями клипов автор смог выяснить предысторию АМВ. Один из способов связи с создателями – контакт через личную электронную почту. Копии анкет, полученных по и-мейл прилагаются в Приложении А. Еще один способ – разместить анкету на популярном АМВ-форуме. Из соображений безопасности автор не указывает ни фамилию, ни город, в котором проживает. Копии анкет, полученных по результатам опросов на форуме, прилагаются в Приложении В.

Еще один способ сбора информации – поиск по АМВ-форумам. Форумы во многом напоминают чаты, но здесь не требуется отвечать сразу. Кто-то оставляет вопрос или комментарий, другие пользователи читают его и по желанию отвечают. При некоторых из таких форумов собраны архивы за несколько лет, и в них удалось найти многие данные касательно идей, использованных в  AMV ранее, и отношения к клипам в более ранние годы.

Так что же такое AMV?

Прежде чем перейти к дальнейшему обсуждению музыкальных аниме-клипов, вероятно, будет уместно привести несколько примеров самих клипов с краткими пояснениями. В качестве примера послужит клип «Gilligan’s Concubine». Авторы часто дают клипам названия, чтоб их можно было отличить от прочих клипов, описать, чему посвящен сюжет или исходное видео, а также чтобы заинтересовать людей, побудить их скачать и просмотреть клип. Как говорит создатель клипов Джереми Вагнер-Кейзер, «название должно нести в себе частичку сути самого клипа».  Клип, который мы рассмотрим, был сделан Брайаном Смитом – он известен в сети под ником «Vash» и связан с Интернет-группой создателей АМВ «Cucumber Studios» . Многие авторы используют ники или названия студий, чтобы их лучше узнавали. Брайанов Смитов может быть много, но есть лишь один Vash, который состоит в  «Cucumber Studios». Еще одна возможная причина для использования ников – скрыть настоящую личность автора. На практике для этого много причин, таких как возможность кражи личности, но большинство попросту использует сетевые ники для создания образа «другого я». В конце концов, для многих АМВ – это побег от реальности мира, а потому настоящие имена здесь не сгодятся, проще создать новый образ, который будет использоваться лишь для отдыха.

В «Gilligan’s Concubine» соединяется видео из аниме Ranma ? - The Movie 2, Nihao My Concubine и песня - основная тема из телешоу Gilligan’s Island. В АМВ зачастую объединяется видео из уже существующих аниме и уже существующая музыка для создания нового продукта – музыкального аниме-клипа. Фаны подбирают музыку и видео, а затем проводят монтаж, чтобы связать их в цельную историю. Однако эти клипы – просто любительские творения, а не профессиональная работа. Для большинства авторов АВМ – всего лишь  хобби. «Gilligan’s Concubine» - достаточно простой клип, в котором видеоряд подобран в соответствии со словами песни. «С точки зрения автора очевидно, что сцены для видеоряда вернее всего выбирать, руководствуясь словами песни, - говорит Крис Ли. – Всего-то нужно – взглянуть на обложку диска или пойти на сайт, где можно найти слова, и скопировать их, а потом подумать о том, какие сцены могут соответствовать этим стихам».

В качестве примера приводятся первые несколько строк основной темы из Gillian’s Island и соответствующий им в «Gilligan’s Concubine»видеоряд. Когда звучат первые звуки песни, мы видим пару, сидящую на песке, а над ними светит солнце. При первой строчке, «Садись поближе», зритель видит девушку в бикини, она сидит в шезлонге и солнце отражается в темных очках. В следующей сцене видим мужчину, он сидит в кресле, похожем на трон, и что-то поясняет жестами, в то время как на заднем плане звучат слова: « и услышишь ты рассказ,  о путешествии, что приведет к судьбе». Следующую строчку, «все началось в тропическом порту» автор объединил с видео, в котором мы видим группу людей, собравшихся у стола, одна девушка обмахивается веером. Эта сцена окрашена в оттенки серого, словно воспоминание. Последующие кадры тоже в серых тонах, и на них человек указывает на  рисунок лодки под парусами, сопровождается это строчкой «на маленьком корабле» . Один из главных замыслов при создании АМВ – cмонтажировать видеоряд так, чтобы вышла история – или так, чтобы передать определенные чувства, что четко просматривается в «Gilligan’s Concubine».

Подбор видеоряда под слова, как в «Gilligan’s Concubine» - достаточно популярный способ монтажа, однако используется также множество других стилей. Экшн-АМВ очень популярны, и считаются более «техничными». В них зачастую очень много коротких вставок, которые длятся секунду или около того, и монтажируются они в четкой синхронизации с ритмом музыки или словами песни. В экшн-АМВ зачастую используется много эффектов, таких как разделение экрана или наложение нескольких полупрозрачных видео друг на друга. В качестве примера экшн-АМВ приведем клип Яна Робертса «Shameless Rock Video». В этом АМВ используется видео из аниме Furi Kuri (также известно как FLCL и Fooly Cooly) и песня «Speed King» группы Deep Purple. В этом видео большая часть видеоряда синхронизирована с музыкой, каждый удар или слово сопровождается новой сценой. Есть даже промежуток, в котором движения бровей человека совпадают с гитарным риффом.  Есть также часть, где экран разделяется на различные секции, и в каждой отображается своя сцена. В различных частях клипа Робертс разделяет экран на  квадраты, вертикальные прямоугольники, треугольники и  другие фигуры. Также он использует эффект калейдоскопа, при котором одна и  та же сцена показывается в одном кадре под разными углами, и эффект радуги, при котором картинка окрашивается в неестественные, сменяющие друг друга цвета . В экшн-АМВ также много – представляете? – экшна. В сценах происходит много движения, а песни авторы зачастую выбирают в быстром ритме. Танцевальные АМВ, клипы, в которых внимание уделяется танцу персонажей (либо движения персонажей подстраиваются под тайминг, так, чтобы это было похоже на танец) – это тоже разновидность экшн-АМВ.

Профили персонажей – еще один распространенный тип АМВ. В этом случае внимание концентрируется на определенном персонаже, делается попытка раскрыть его характер. В таких клипах в выбранные сцены по большей части имеют отношение к этому персонажу, и хотя определенного сюжета может и не быть, но музыка и видеоряд комбинируются так, чтобы создать ощущение личности этого персонажа. Однако различные АМВ могут показывать этого героя по-разному. Например, два клипа, посвященные герою аниме Golden Boy Кинтаро Оэ по-разному описывают его. В аниме рассказывается о Кинтаро,  он путешествует повсюду, занимается всевозможными делами и везде умудряется повстречать красивых женщин. В первом клипе, «CHIHUAHUA», использована песня DJ Bobo «Chihuahua», а в центре внимания – Кинтаро и его отношения с женщинами. В начале показывается несколько кадров с красавицами, и за каждым кадром следует изображение Кинтаро, он восхищен и счастлив. Затем герой повторяет слова песни при помощи липсинка (синхронизация движений губ персонажа таким образом, чтобы было похоже, будто бы он произносит слова), далее следуют несколько сцен -  Кинтаро в женском окружении и его реакция (удивление, восхищение, восторг и т.д.) . Подвижная ритмичная песня показывает, что персонаж он смешной и веселый, и можно запросто смеяться над ним и над тем, как он теряет голову среди женщин. В другом клипе, «A different side of me», используется песня группы Matchbox 20 «Unwell», а основное внимание уделено мыслям и стремлениям, которые движут Кинтаро. АМВ начинается несколькими кадрами, на которых показан Кинтаро в разном настроении, и женщины – они удивлены или задумчивы. Когда начинают идти слова, показываются различные действия Кинтаро – он машет рукой ребенку, едет на велосипеде. Музыка медленная, и кадры тоже сменяются неспешно, экшна мало и появляются длинные вставки видео без монтажа. На многих кадрах Кинтаро радуется, улыбается или трудится, так показано, что он серьезный и дружелюбный . Автор (в сети он известен под ником suberunker) хотел создать клип, в котором Кинтаро будет показан с лучшей стороны. «Основная идея Golden Boy  - мысль о том, что Кинтаро помогает каждой девушке, и уходит, когда они осознают это, - говорит автор, - и это действительно очень славная идея» . Каждый из клипов освещает характер Кинтаро с различных сторон, и создает у зрителя иное впечатление о нем.

Взаимоотношения двух и более персонажей тоже часто становятся темой для АМВ-профилей. Многие клипы посвящаются романтическим отношениям героев, и видеоряд показывает их вместе, они улыбаются, обнимаются, целуются и делают прочие романтические вещи. Есть также клипы, которые отображают иные типы взаимоотношений, например  как в клипе Мери Кантони и Майка ЛаБри «Sex, Lies & Roses», в котором показаны изменчивые отношения двух персонажей аниме Revolutionary Girl Utena, Утены Тендзу и Акио Отори. На многих кадрах в этом АМВ Утена (девушка) выглядит беззащитной и грустной, а Акио (парень) показан как наглый интриган, таким образом у зрителя складывается приблизительное впечатление о их взаимоотношениях.

Есть множество других категорий АМВ. Цель комедийных клипов – заставить зрителя смеяться над нелепой ситуацией или персонажем, в них зачастую используются подвижные, веселые песни. Автор под ником Cyanna определяет комедийные АМВ как «те, что заставляют смеяться или такие, которые просто весело смотреть» . Ужасы, хоррор-АМВ пытаются запугать зрителя до мурашек по коже, и песни в них как правило жуткие или грубого звучания. Бен Уайерс считает, что наиболее распространенный тип хоррор-АМВ – это «экшн-хоррор», для таких клипов характерен быстрый темп, крики, беготня и все то, что мы привыкли видеть в американских фильмах ужасов, таких как The Texas Chainsaw Massacre и Scream.  В трейлерах используется звукоряд настоящих кинороликов, а видеоряд подбирается под слова. В клипах-драмах песни зачастую более серьезные или медленные, а при помощи видеоряда рассказывается история. «Драма – это одно из самых широких понятий, - говорит Уайерс об этой категории. – Кратко описать драму можно как «все что угодно несмешное» . В пародиях может высмеиваться настоящий клип на данную музыку, иные АМВ и многое другое.

Что, однако, объединяет практически все АМВ – в большей части клипов видеоряд соответствует словам, по крайней мере местами. Например, если в словах песни упоминается «телефон», большинство авторов постарается, чтобы в видео в этот момент появился телефон. Так делается для того, чтоб клип вышел более цельным, поскольку у зрителя появляется больше смысловых привязок.  В некоторых АМВ это помогает зрителям лучше проследить историю, которую пытается рассказать автор. В других слова становятся основой, которая помогает автору подобрать желаемый видеоряд. Но некоторые авторы доводят это соответствие до крайности. Один поклонник АМВ, известный под ником jehutia считает, что это неплохо, «когда движения художественно синхронизируются со словами[;] но когда этим злоупотребляют, клип становится чрезвычайно предсказуемым» . При эффективном использовании, однако, такая синхронизация помогает создать связный клип.

Однако некоторые авторы занимаются клипами в которых вовсе нет слов для синхронизации. Инструментальные клипы обрели популярность недавно, некоторые авторы даже отдают предпочтение инструментальным композициям – они предоставляют больший простор для фантазии при монтаже . Автор Сами Джувала говорит, что «инструменталки дают автору больше свободы, возможность делать любой монтаж, по желанию».   Еще один автор, «FoxJones», чувствует, что «под инструментальные композиции нарезку делать легче, потому что слова не сдерживают» . С другой стороны, Вагнер-Кейзер считает, что под инструментальную музыку монтаж делать сложнее. «Нет слов, нет липсинка. – говорит он. – Это гораздо сложнее» . Крис Ли описывает разницу так: «Раз нет слов, то ты вынужден прислушиваться к музыкальным фразам и куплетам, и к тому, что пытается сказать сама мелодия».

Но, независимо от того, какой стиль предпочитает автор, основные принципы монтажа видео и музыки остаются неизменными. Даже само название «музыкальные аниме-клипы» обманчиво, поскольку во многих клипах используются мультфильмы, но не аниме, или реальные видеозаписи. В некоторых даже используются авторские работы. В клипе Элизабет Киркендейл «Failed Experiments in Video Editing» есть несколько сцен, которые нарисовала маркером сама Киркендейл, а потом отсканированное изображение было включено в клип.  Робертс создал героиню по имени Аска в 3D, и самостоятельно применил анимацию к изображению. Возможности АМВ почти безграничны. И в будущем все больше и больше авторов будут пытаться преодолеть предел, чтоб создать более новаторские творения.

Перевод сегмента: Minstrel

<- Часть 2. Литературный обзор Часть 4. А это законно – делать АМВ? ->

Прочитана: 14385 раз
Распечатать

Комментарии (0)
Вы не авторизованы! Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи!

 Случайная цитата