Статьи 

Paper

Переиграем все по новой: расхитители аниме

Вторник, 11 Декабрь 2007
Meredith Cantoni

Тим Парк (более известный как dokidoki прим. переводчика) сейчас дома (Канада, Онтарио), сидит в собственной студии в окружении кучи DVD-дисков с аниме и всевозможной техники.

Он уже перенес с одного из дисков на свой компьютер видеофайлы аниме-сериала “Genshiken”, сменив кодировку видео. Теперь 34-летний Парк загружает с CD-диска аудиозапись комедийного мюзикла “Avenue Q”. При помощи программного обеспечения для монтажа он намерен заставить персонаж, созданный в Японии, напевать мелодию, написанную для бродвейского мюзикла. Чтобы добиться этого, он долго и нудно будет синхронизировать движения рта персонажа на видеоряде со словами песни.

Парк – один из представителей растущего сообщества так называемых фанов-клипмейкеров, которые «переигрывают» японскую культуру на свой манер, а потом то, что получилось, отправляют в Интернет на суд общественности.

«Большая часть моих клипов – комедии, - говорит Парк, программист видеоигр по профессии. – Я придумываю сочетание видео/песня, потом смотрю, что из этого выйдет».

До недавнего времени немногие за пределами аниме-фэндома знали о феномене АМВ (музыкальных аниме-клипов) и немногих это привлекало. Действительно, что может быть глупее - взять видеоряд японских аниме, ценой невероятных усилий переделать его и совместить с музыкой и назвать все это новым типом развлечения?

Но сегодня аниме-клипы работы фанатов начали привлекать внимание серьезных вышестоящих особ. В США на волне Национального радио недавно прозвучало объявление о проведении аниме-конкурса Iron Editor [Iron Chef изначально, видимо – прим. перев.] – в рамках этого состязания аниме-клипы делаются на ходу, пока не истечет отпущенное время. Профессор Стэнфордского университета и гуру цифорвой эпохи Лоуренс Лессиг показывает АМВ в ходе своих лекций, чтобы продемонстрировать, как «закон связывает творческое начало». Далее, существует фонд «Электорнные границы», гражданская организация, которая отслеживает соблюдение свободы выражения в Интернет – с их точки зрения АМВ, выложенные на популярном сайте видеообмена YouTube являют собой пример видеоработ пользователей, и отслеживать их появление должны люди; клипы нельзя попросту автоматически подвергать цензуре при помощи программ-фильтров.

Даже музыкальная индустрия США приглядывает за этой серой, в юридическом отношении, зоной, где фанаты штампуют один клип за другим, бросая вызов законам об авторских правах – не выгоды ради, но для развлечения.

«Люди все яснее понимают: что-то там такое происходит, - говорит 29-летний клипмейкер Дэвид Маккин, инженер информационных систем по специальности из города Троя, штат Нью-Йорк. – Образовалось целое движение поклонников, которые создают собственные медиатворения, и в этом отношении АМВ, похоже, опередили свое время».

Кто их смотрит? Тысячи и тысячи зрителей – одни из них коллеги по клипмейкерскому цеху, прочие – простые поклонники аниме; клипы они достают на YouTube или еще где-нибудь в Интернете. На аниме-конвентах по всему миру переполненные залы для демонстрации АМВ – обычное явление.

Все начинается, как правило, в спальне, которая играет роль студии – здесь за работой в компьютерных программах для видеомонтажа, таких как Final Cut Pro для Macintosh и Adobe Premiere для Windows, подстраивая видеоряд под музыку, клипмейкеры могут провести от нескольких часов до нескольких месяцев.

Основные технические приемы включают в себя липсинк (аниме-персонаж после него выглядит так, словно подпевает песне), синхронизацию музыкального ритма с видеовставками или «смысловую синхронизацию» [акын - прим. перев.] (один из любимых приемов Парка), когда происходящее на экране так или иначе относится к содержанию песни. Самая заманчивая цель – создать АМВ, который будет выделяться среди тысяч новых клипов, появляющихся каждый год.

Для 26-летней Мередит Кантони, нынешней чемпионки Iron Editor из Нью-Джерси (по профессии она программист в Национальном управлении программ), «хороший клип – это начало, середина и конец. Нужно рассказать историю, а это непросто, поскольку работаешь только с двумя составляющими (звук и изображение), которые изначально создал не ты. Получится ли что-нибудь неповторимое – зависит только от клипмейкера».

Если углубиться в историю фанатских деяний, то выясняется: скорее всего первый любительский клип был сделан в 1970е с использованием оригинального видеоряда телешоу «Star Trek» (хотя почему-то никто не помнит, что за музыку выбрал автор). Затем, в 1982 году Джим Капоштац, студент колледжа, соединил между собой два видеомагнитофона и свел жестокие сцены из аниме «Star Blazers» с «All You Need Is Love» группы «Битлз» - чтобы получить забавный результат. Так появились на свет музыкальные аниме-клипы.

«В то время я занимал серьезную должность в сфере коммуникаций, - вспоминает Капоштац, - и это давало хорошую возможность поведать миру о моем хобби и попрактиковаться в монтаже». Фанатов, которые, подобно Капоштацу, были готовы заняться непростым делом создания клипов при помощи видеомагнитофонов, было крайне немного; на протяжении большей части 80-х и 90-х годов АМВ продолжали оставаться новинкой для поклонников аниме в США в условиях скромного рынка аниме.

Но затем в 2000-2001 годах последовал взрыв японской культуры на западе – частично благодаря тому, что американский рынок открылся для аниме и манги в эпоху появления «Покемонов» и прочих хитов – и это дало толчок к росту нового поколения АМВ; теперь они создавались в цифровом формате, с использованием DVD-видео, прошедшего перекодировку, и посредством монтажа при помощи компьютеров.

Как отмечает Кантони, которая первый свой клип создала в 1998 году, «Прежде это увлечение было делом очень непростым. Но теперь есть такие доступные технологии и такое доступное аниме. Существуют даже незаконные способы заполучить и то, и другое…теперь все настолько открыто, что любой может этим заняться».

Когда лучшие клипмейкеры из лучших свободны, не создают (в одиночку или в компании с другими клипмейкерами) клипы и не состязаются за награды на АМВ-конкурсах, которые проводятся в ходе аниме-конвентов, они общаются друг с другам в рамках огромного Интернет-сообщества на animemusicvideos.org.

На Орге (как прозвали сайт клипмейкеры) находится более 120 000 клипов с возможностью прямой закачки (наиболее предпочтительный способ распространения АМВ, т.к. на YouTube качество видео и звука оставляет желать лучшего) от более чем 700 000 авторов.

Сайт даже ведет учет аниме и музыкальных тем, которые часто используются в создании АМВ. В 2007 среди авторов в качестве аниме-исходников были наиболее популярны «Naruto», «Bleach» и «Fullmetal Alchemist», а звукоряд в основном обеспечивают такие группы, как рэп-металлисты из США Linkin Park, готы Within Temptation из Дании и канадские панки Three Days Grace. «Комбинация мегапопулярного аниме «Dragonball Z» и музыки Linkin Park встречается настолько часто, что ее уже прозвали «Linkinball Z», - рассказывает Парк.

До сих пор главной головной болью для animemuicvideo.org был музыкальный аспект АМВ. В 2005 году торговая марка Wind-up Records направила администратору сайта запрос о прекращении и устранении, требуя удалить ссылки на АМВ с использованием музыки Evanescence, Creed и Seether. «Убрали их, вот и все», - говорит Маккин.

Но вопрос об авторских правах и проблеме законности остается открытым.

«Да, действительно, многие это отрицают, - говорит Кантони о коллегах-клипмейкерах. – Думают: «Да ладно, от этого никому не будет вреда», считают, что аниме-индустрия видит в этом дополнительную рекламу своего продукта, но ведь совершенно очевидно, что то, что мы делаем – незаконно. Похоже, лучшее, что можно сделать – обязательно платить за составляющие, покупать DVD-диски, музыкальные CD…».

Маккин: «Прежде мы всегда могли сказать, что нас всех касается пункт законодательства «О справедливом использовании», но сегодня это оправдание годится все меньше и меньше».

В эпоху, когда проблема Интернет-пиратства все чаще и чаще поднимается в суде, возможно ли такое, что вскоре авторы АМВ будут считаться такими же преступниками, как те, кто скачивает фильмы и музыку в mp3? Или же аниме-индустрия и дальше будет закрывать глаза на происходящее, поскольку, как считают фанаты вроде Маккина, авторы АМВ «не пытаются на этом заработать»?

Но независимо от того, каким будет исход, наверняка можно сказать одно – кассета 1982 года с оригинальным клипом Капоштаца стала причиной настоящего бума «самостоятельного медиапроизводства», влияние которого продолжает распространяться и менять форму.

«За последние несколько лет авторы клипов из разных стран все теснее взаимодействуют. В Европе тоже есть множество увлеченных этим делом и в рамках многих аниме-конвентов по всему миру сегодня проводятся АМВ-конкурсы», - говорит Кантони.

Приемы, которые используют клипмейкеры при изготовлении клипов также получили развитие, теперь используются различные программы для создания спецэффектов, идут эксперименты с элементами компьютерной графики и игры с кроссоверами, когда персонажи или фоновые рисунки из одного аниме переносятся в другое.

Какое место во всем этом занимает японская поп-культура? Может быть это всего лишь оболочка, кокон будущей широкой революции в сфере развлечений, при которой потребители предпочтут не покупать медиаработы с молотка, а делать их самостоятельно. Технические приемы, впервые опробованные в АМВ, вдохновляют прочие группы поклонников на создание собственных клипов «про Гарри Поттера» или «про Властелина колец», с использованием любимых песен и видео из упомянутых фильмов.

Но породит ли на деле эта культура ремиксов какие-нибудь вечные ценности? А нужно ли это?

«Многие клеймят АМВ за отсутствие творческого потенциала, - говорит Кантони, - однако здесь есть место творчеству, и неважно, получился у автора потрясающий клип или посредственность. В любом случае, кто-то вложил душу и сердце в любимое дело. Думаю что любой, кто причисляет себя к числу поклонников, хочет всего лишь творить и работать с любимым видео».

Автор: Патрик Мэсиас, 15.11.2007 (Перевод: Minstrel)

Источник: http://search.japantimes.co.jp/cgi-bin/fo20071115pm.html


Прочитана: 17818 раз
Распечатать

Комментарии (9)
Вы не авторизованы! Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи!

Lama   User profile
  26.10.2012 10:35
Кантони написал(а):
ведь совершенно очевидно, что то, что
мы делаем – незаконно.



А ведь и правда использование исходников незаконно.
Aggressor   User profile  Video channel
  12.12.2007 02:00
Lirinis, спасибо!
Первое упоминание об АМВ на 8:45, если кому-то покажется нудным слушать все. Но предыстория интересная, без нее понятие АМВ не раскроется полностью.
С АМВшки на Ди рыдал- "мана-мана" Правда, непосредственно АМВ на этом и закончилось.
Дядька внушает уважение своим отношением к вопросу. "АМВ есть и будет, но от нас зависит, будут ли его создатели называться людьми творчества или пиратами". "Мы не можем запретить это явление- мы можем только загнать его в андеграунд. Хорошо ли это?"
Прослушав все выступление, хочется еще раз сказать спасибо движению АМВшников и тем, кто создает тематические ресурсы, подобные этому. Read-write culture rules ^_^/~
Lirinis   User profile  Video channel
  12.12.2007 00:05
Конечно. :-)

http://www.ted.com/index.php/talks/view/id/187
Aggressor   User profile  Video channel
  11.12.2007 20:57
Такое впечатление, что новость устарела на пяток-другой лет :) Обычный липсинк преподносится как подвиг, а если ПО для его создания- это премьер, то вообще сказать что-то трудно...
Lirinis, может, поделишься ссылкой, где можно взглянуть?
Lirinis   User profile  Video channel
  11.12.2007 20:51
Лоуренс Лессиг показывает АМВ в ходе своих лекций, чтобы продемонстрировать, как «закон связывает творческое начало»

Амв там мало, но само выступление очень, очень хорошо. Он мастерски преподносит свои идеи. Очень рекомендую взглянуть. Да и на амвньюс можно было бы выложить, если уж развивать обсуждение юридических аспектов. Только кто ж его профансабит.
Turbo   User profile  Video channel
  11.12.2007 15:56
Да на фото Meredith это прописано в АЛЬте картинки. =)
Endymion   User profile
  11.12.2007 15:36
Ниасилил.
redbull   User profile
  11.12.2007 15:29
мож надо было ники ещё написать? а то ведь не все знают, как зовут dokidoki в реале )

ЗЫ. а кто на фото? Мередит? )
George   User profile
  11.12.2007 15:04
Забавно... )
"Но независимо от того, каким будет исход, наверняка можно сказать одно – кассета 1982 года с оригинальным клипом Капоштаца стала причиной настоящего бума «самостоятельного медиапроизводства», влияние которого продолжает распространяться и менять форму. "
Кассета тут не причем, вообще этого автора мало кто знает. С приходом ПК, АМВ бум был неизбежен )

 Интересное на CreaSpace